Создание ВСМ Москва – Санкт-Петербург оценивается почти в 2 трлн руб.

Создание ВСМ Москва – Санкт-Петербург оценивается почти в 2 трлн руб.

Создание ВСМ Москва – Санкт-Петербург оценивается почти в 2 трлн руб.
Основные финансовые параметры проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург озвучены на совещании по вопросу создания высокоскоростной магистрали, которое прошло при участии главы государства на предприятии «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

Проект ВСМ предусматривает 2 участка строительства. Первый захватит основную протяженность выделенной магистрали – от Санкт-Петербурга до Зеленограда. Его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд руб. Строительство предполагается осуществлять в рамках концессионного соглашения.

Второй участок – это создание выходов из Москвы. Его планируется осуществить в рамках инвестпрограммы РЖД. Их стоимость оценивается в 221,5 млрд руб. Собственно, эти работы идут (пока в рамках МЦД-3), монополия уже вложила 40 млрд руб.

При разработке концессионного участия было проанализировано 4 варианта и 8 сценариев, сообщил глава Минтранса РФ Виталий Савельев. В том числе рассматриваются возможности привлечения в реализацию проекта средств ФНБ. В первом сценарии выделяемая сумма из Фонда национального благосостояния может составить 580,6 млрд руб., во втором – 300 млрд, в третьем – без этих средств.

«Варианты за исключением базового по оценке нашей рабочей группы и НПФ «Газфонд» не реализуемы. Это обусловлено невозможностью привлечь заемное финансирование свыше 1,5 трлн руб. и сроком свыше 20 лет ввиду наличия лимита на одного заемщика и отсутствия достаточной ликвидности банковского сектора», – сказал министр.

В этой связи в качестве базового сценария принята следующая структура финансирования. 218,5 млрд руб. – это взносы в уставный капитал концессионера, 290 млрд – облигации НПФ «Газфонд», 903,8 млрд – привлекаемые кредитные средства Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, которые готовы участвовать в проекте.

Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд руб. на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 млрд рублей за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году.

Также понадобится федеральный грант в 28,5 млрд руб. на выкуп земельных участков и еще субсидии федерального бюджета в размере 299,4 млрд руб. в 2028–2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации ВСМ.

Поездам нужна кооперация

Акционером концессионной компании выступит ООО «ВСМ две столицы», концедентом – Росжелдор.

С концессионным соглашением связан контракт на поставку подвижного состава.

«Мы предлагаем подписать заключение концессионного соглашения до конца апреля, потому что это создает предпосылки для заказа поезда. Без этого мы не можем стартовать и заказывать поезд, который требует еще разработки и сертификации», – проинформировал В. Савельев.

На закупку подвижного состава требуется 148 млрд руб. Это позволит приобрести первую партию электропоездов в количестве 28 ед.

Подвижной состав планируется поставить в 2028 году. Но опытные образцы для сертификационных испытаний необходимо получить уже в 2026 году.

Над созданием высокоскоростного электропоезда будут работать «Уральские локомотивы» (входят в группу «Синара). К этому процессу также планируется подключить ТМХ.

Создание ВСМ позволит почти вдвое сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом – до 2 часов 15 минут. Причем между Москвой и Тверью оно составит 39 минут, а между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом – 29.

В 2019 году пассажиропоток по всем видам транспорта между Санкт-Петербургом и Москвой составил 32,3 млн человек. При вводе ВСМ в 2030 году прогнозируется его увеличение на 35%, до 43,4 млн, из которых на высокоскоростную магистраль придется 23 млн.

«Наша авиация предполагает потерю пассажиров на 14%: переход на ВСМ составит 3,2 млн пассажиров, что не является критическим. Высвобожденные самолеты будут перераспределены на другие направления», – сказал В. Савельев.
Источник: rzd-partner.ru
Поделиться ссылкой:

Другие Новости: